Главная / Новости / Десять вопросов об имущественных налогах: что нужно знать тулякам?

Десять вопросов об имущественных налогах: что нужно знать тулякам?

Десять вопросов об имущественных налогах: что нужно знать тулякам?
17 октября 2023
Жители Тульской области получают налоговые уведомления на уплату имущественных налогов физических лиц. Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области публикует подборку наиболее часто задаваемых вопросов налогоплательщиков и ответов на них.
Срок уплаты имущественных налогов физических лиц (транспортный и земельный налоги, налог на имущество) — не позднее 1 декабря.
Вопрос 1: Что такое налоговое уведомление и как его исполнить?
Обязанность по ежегодному исчислению для налогоплательщиков-физических лиц транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и НДФЛ (в отношении ряда доходов, по которым не удержан НДФЛ) возложена на налоговые органы (пункт 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, далее – НК РФ).
В связи с этим налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока уплаты по вышеперечисленным налогам направляют налогоплательщикам-физическим лицам налоговые уведомление для уплаты налогов.
В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через «Личный кабинет налогоплательщика» или Личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Также уведомление можно получить в отделениях МФЦ.
В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Вопрос 2: Способы оплаты налогов
Налогоплательщики - физические лица могут получать уведомления для уплаты налогов на имущество и НДФЛ, а также требования об уплате задолженности по налогам в электронной форме через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг (Госуслуги).
Пользователь Госуслуг сможет оплатить онлайн начисления по полученным документам. 
Также уплатить налоги можно:

  • в любом банке по УИН, штрихкоду, QR-коду или по бумажной квитанции;
  • в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте ФНС;
  • через сервис на сайте ФНС России «Уплата налогов и пошлин».

Вопрос 3: Изменилась ли форма налогового уведомления?  
В 2023 году налоговые уведомления для уплаты имущественных налогов направляются по обновленной форме, утвержденной приказом ФНС России от 27.09.2022 № ЕД-7-21/866@, и включают сумму налога, подлежащую уплате, сведения об объекте налогообложения, налоговой базе, сроке уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации (QR-код, штрих-код, УИН, банковские реквизиты платежа).
Вопрос 4: Какие основные изменения произошли в налогообложении по транспортному налогу в налоговом периоде 2022 года?

  • применен новый Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн руб. за 2022 год, сформированный Минпромторгом России и размещенный на его официальном сайте (по сравнению с аналогичным Перечнем 2021 года для налогообложения с применением повышающего коэффициента использованы только позиции для легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн. до 15 млн. рублей, с года выпуска которых прошло не более 10 лет руб., и средней стоимостью от 15 млн. рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет).

Таким образом, ранее применявшийся при расчете налога повышающий коэффициент 1.1 для легковых средней стоимостью от 3 млн. руб. не используется (основание – Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ).

  • применены изменения в системе налоговых льгот в соответствии с Законом Тульской области от 28.11.2002 № 343-ЗТО «О транспортном налоге» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Закон № 343-ЗТО).

А именно, Закон № 343-ЗТО (в редакции Закона от 21.12.2022 № 129-ЗТО) дополнен статьей 8-1 «Льготы по налогу для отдельных категорий налогоплательщиков», действие которой распространяется на правоотношения, связанные с исчислением транспортного налога за налоговые периоды 2022 и 2023 годов.
Так, пунктом 1 статьи 8-1 Закона № 343-ЗТО определен перечень категорий физических лиц, освобождаемых от уплаты транспортного налога в отношении одного транспортного средства:
1) гражданин, призванный на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (далее - гражданин, призванный на военную службу по мобилизации), либо супруга (супруг) такого гражданина;
2) гражданин, заключивший контракт в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» либо контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и принимающий (принимавший) участие в специальной военной операции (далее - гражданин, заключивший контракт), либо супруга (супруг) такого гражданина;
3) один из родителей погибшего (умершего) в ходе участия в специальной военной операции гражданина, указанного в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и (или) не вступившая (не вступивший) в повторный брак вдова (вдовец) погибшего (умершего) в ходе участия в специальной военной операции гражданина, указанного в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта;
4) категории граждан, указанных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 1 Закона Тульской области от 25 июля 2009 года № 1313-ЗТО «О мерах социальной поддержки инвалидов и ветеранов боевых действий, членов их семей, семей погибших (умерших, пропавших без вести), а также военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (уволенных с военной службы и службы в правоохранительных органах), получивших увечья, ранения, травмы, заболевания при исполнении служебных обязанностей».
Согласно положениям п.2 и п.3 ст.8-1 Закона № 343-ЗТО при наличии у налогоплательщиков, указанных в п.1 настоящей статьи, права на получение налоговых льгот по нескольким основаниям, предусмотренным ст. 8 и ст.8-1 Закона № 343-ЗТО, льгота предоставляется по одному основанию по их выбору.
При возникновении у налогоплательщиков права на налоговую льготу в течение налогового периода льгота предоставляется начиная с месяца, в котором возникло указанное право. В случае утраты налогоплательщиками права на налоговую льготу в течение налогового периода предоставление льготы прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором утрачено указанное право.
Если на налогоплательщика, указанного в п. 1 ст.8-1 Закона № 343-ЗТО, зарегистрированы два транспортных средства и более, налоговая льгота предоставляется в отношении одной единицы транспортного средства по выбору налогоплательщика.
В случае, если транспортные средства имеются одновременно у гражданина, призванного на военную службу по мобилизации (гражданина, заключившего контракт), и его супруги (супруга), налоговая льгота предоставляется в отношении одной единицы транспортного средства по одному основанию по их выбору.
Налоговые льготы предоставляются в отношении одной единицы транспортного средства, не включенного в Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов рублей, размещаемый на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - Перечень легковых автомобилей).
В случае, если налогоплательщики, указанные в п.1 ст.8-1 Закона № 343-ЗТО, не представили в налоговый орган заявления о предоставлении налоговой льготы или не сообщили об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется в отношении одной единицы транспортного средства, не включенного в Перечень легковых автомобилей, с максимально исчисленной суммой налога. При наличии у налогоплательщиков права на получение льгот по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию исходя из ее максимального размера.
С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn71/service/tax/).
Поскольку расчет транспортного налога проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемых на региональном уровне, причины изменения величины налога в конкретной ситуации можно уточнить непосредственно в УФНС России по Тульской области или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800–222-22-22).
Вопрос 5: Какие основные изменения произошли в налогообложении по земельному налогу в налоговом периоде 2022 года?

  • на территории Тульской области применены результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2020 № 670 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Тульской области». С этими результатами можно ознакомиться, получив в МФЦ или на официальном сайте Росреестра выписку из Единого государственного реестра недвижимости;
  • применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований Тульской области по месту нахождения земельных участков. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn71/service/tax/).
  • применен коэффициент, ограничивающий ежегодный рост налога, рассчитываемого по кадастровой стоимости, не более чем на 10 процентов (п. 17 ст. 396 НК РФ).

Коэффициент 1,1 установлен Федеральным законом от 15.04.2019  № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» и применяется для целей налогообложения начиная  с налогового периода 2018 года.
Целью введения такого коэффициента является недопущение резкого увеличения налоговой нагрузки на граждан в связи с увеличением кадастровой стоимости земельных участков, а также изменением налоговых ставок.
Применение указанного коэффициента ведет к поэтапному ежегодному увеличению до достижения полной суммы налога, исчисляемой в соответствии с п. 1 ст. 396 НК РФ, как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Поскольку расчет земельного налога проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемых на муниципальном уровне, причины изменения величины налога в конкретной ситуации можно уточнить непосредственно в УФНС России по Тульской области или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800–222-22-22).
Вопрос 6: Какие основные изменения произошли в налогообложении по налогу на имущество физических лиц в налоговом периоде 2022 года?

  • для расчета налога за налоговый период 2022 года на территории Тульской области применена кадастровая стоимость объектов недвижимости, утвержденная Постановлением правительства Тульской области от 13.11.2019 № 540 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области» (с изменениями и дополнениями). С этими результатами можно ознакомиться, получив в МФЦ или на официальном сайте Росреестра выписку из Единого государственного реестра недвижимости;
  • применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения объектов налогообложения. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn71/service/tax/).
  • применен коэффициент, ограничивающий ежегодный рост налога, рассчитываемого по кадастровой стоимости, не более чем на 10 процентов (п. 8.1 ст. 408 НК РФ).

Коэффициент 1,1 установлен Федеральным законом от 15.04.2019  № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» и применяется для целей налогообложения начиная  с налогового периода 2018 года.
Целью введения такого коэффициента является недопущение резкого увеличения налоговой нагрузки на граждан в связи с увеличением кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также изменением налоговых ставок.
При этом применение указанного коэффициента ведет к поэтапному ежегодному увеличению до достижения полной суммы налога, исчисляемой в соответствии с п.1 ст.408 НК РФ, как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных указанной статьей.
Поскольку расчет налога на имущество физических лиц проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемых на муниципальном уровне, причины изменения величины налога в конкретной ситуации можно уточнить непосредственно в УФНС России по Тульской области или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800–222-22-22).
Вопрос 7.  Как проверить налоговые ставки и льготы, указанные в налоговом уведомлении?
Налоговые ставки и льготы (включая налоговые вычеты из налоговой базы) на территории Тульской области устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:
по транспортному налогу: главой 28 НК РФ и Законом Тульской области от 28.11.2002 № 343-ЗТО «О транспортном налоге» (с последующими изменениями и дополнениями);
по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Тульской области по месту нахождения объектов недвижимости.  
С информацией о налоговых ставках, налоговых льготах и налоговых вычетах (по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn71/service/tax/), либо обратившись непосредственно в УФНС России по Тульской области или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).  
Вопрос 8. Как воспользоваться льготой, неучтенной в налоговом уведомлении?
Шаг 1. Проверить, учтена ли льгота в налоговом уведомлении. Для этого изучить содержание граф «Размер налоговых льгот», «Налоговый вычет» в налоговом уведомлении.
Шаг 2. Если в налоговом уведомлении льготы не применены, необходимо выяснить относится ли налогоплательщик к категориям лиц, имеющим право на льготы по объектам в налоговом уведомлении.
Транспортный налог
Освобождение от уплаты налога на территории Тульской области предусмотрено Законом Тульской области от 28.11.2002 № 343-ЗТО «О транспортном налоге» (с последующими изменениями и дополнениями) для определенных льготных категорий налогоплательщиков (например, инвалиды, ветераны, многодетные и т.п.).
С информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn71/service/tax/), либо обратившись непосредственно в УФНС России по Тульской области или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
Земельный налог
Действует федеральный налоговый вычет, который уменьшает налоговую базу на кадастровую стоимость 600 квадратных метров одного земельного участка. Вычетом могут воспользоваться владельцы земельных участков, относящиеся к следующим категориям: пенсионеры; предпенсионеры; инвалиды I и II групп; инвалиды с детства; ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий; многодетные; другие категории граждан, указанные в п. 5 ст. 391 НК РФ.
Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Тульской области по месту нахождения земельных участков.
С информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn71/service/tax/), либо обратившись непосредственно в УФНС России по Тульской области или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
Налог на имущество физлиц
Льготы для 16-категорий налогоплательщиков (пенсионеры, предпенсионеры, инвалиды, ветераны, военнослужащие, владельцы хозстроений до 50 кв.м и т.п.) предусмотрены ст. 407 НК РФ. Льгота предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении объекта, не используемого в предпринимательской деятельности. Льгота предоставляется по выбору налогоплательщика в отношении одного объекта каждого вида: 1) квартира или комната; 2) жилой дом; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 НК РФ; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 НК РФ; 5) гараж или машино-место.
Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Тульской области по месту нахождения налогооблагаемого имущества.
С информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn71/service/tax/), либо обратившись непосредственно в УФНС России по Тульской области или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
Шаг 3. Убедившись, что налогоплательщик относится к категориям лиц, имеющим право на налоговую льготу, но налоговая льгота не учтена в налоговом уведомлении, рекомендуется подать заявление по установленной форме (КНД 1150063, приказ ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@) о предоставлении льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц.
Если ранее заявление о предоставлении налоговой льготы направлялось в налоговый орган и в нём не указывалось на то, что льгота будет использована в ограниченный период, заново представлять заявление не требуется.
Подать заявление о предоставлении налоговой льготы в налоговый орган можно любым удобным способом: через «Личный кабинет налогоплательщика»; почтовым сообщением; путем личного обращения в любой удобный по территориальному расположению операционный зал УФНС России по Тульской области; через отделения МФЦ.
Вопрос 9. Что делать, если в налоговом уведомлении некорректная информация?
Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце (включая характеристики имущества, налоговую базу, правообладателя, период владения) в налоговые органы представляют органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, органы опеки и попечительства, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Ответственность за достоверность, полноту и актуальность указанных сведений, используемых в целях налогообложения имущества, несут вышеперечисленные регистрирующие органы. Указанные органы представляют информацию в налоговую службу на основании имеющихся в их информационных ресурсах (реестрах, кадастрах, регистрах и т.п.) сведений.
Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:
1) через «Личный кабинет налогоплательщика»;
2) посредством личного обращения в любой удобный по территориальному расположению операционный зал УФНС России по Тульской области либо путём направления почтового сообщения, или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».
По общему правилу, налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).
При наличии оснований для перерасчета налога и формирования нового налогового уведомления налоговый орган не позднее 30 дней (в исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней): пересмотрит ранее начисленную сумму налога, сформирует (при наличии оснований) новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога и направит ответ на обращение налогоплательщика (разместит его в личном кабинете налогоплательщика).
Дополнительную информацию можно получить непосредственно в УФНС России по Тульской области или в контакт-центре ФНС России: 8 800-222-22-22.  
Вопрос 10. Что делать, если налоговое уведомление не получено?
Налоговые уведомления владельцам налогооблагаемых объектов направляются налоговыми органами (размещаются в личном кабинете налогоплательщика) не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налогов: не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, за который уплачиваются налоги.
При этом налоговые уведомления не направляются по почте на бумажном носителе в следующих случаях:
1) наличие налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований, полностью освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога;
2) если общая сумма налогов, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 100 рублей, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления;
3) налогоплательщик является пользователем интернет-сервиса ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика» и при этом не направил в налоговый орган уведомление о необходимости получения налоговых документов на бумажном носителе.
В иных случаях при неполучении до 1 ноября налогового уведомления за период владения налогооблагаемыми недвижимостью или транспортным средством, налогоплательщику целесообразно обратиться в любой удобный по территориальному расположению операционный зал УФНС России по Тульской области либо направить информацию через «Личный кабинет налогоплательщика» или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».
Владельцы недвижимости или транспортных средств, которые никогда не получали налоговые уведомления за истекший налоговый период и не заявляли налоговые льготы в отношении налогооблагаемого имущества, обязаны сообщать о наличии у них данных объектов в любой налоговый орган (форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-11/598@).
На официальном сайте ФНС России размещена новая промостраница «Налоговые уведомления 2023 года» о налоговых уведомлениях, направленных физическим лицам в 2023 году. Она содержит разъяснения по типовым вопросам – жизненным ситуациям: что такое налоговое уведомление, как его получить и исполнить, основные изменения в налогообложении имущества физлиц по сравнению с прошлым годом, как узнать о налоговых ставках и льготах, указанных в уведомлении, как ими воспользоваться, что делать, если налоговое уведомление не получено.